15 марта Всемирный день защиты прав потребителей
В 2020 году Всемирная организация потребителей (Consumers International) призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.
Немаловажно, что обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства уже является одной из Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых государствами - членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
В связи с этим 15 марта 2020 года Всемирный день защиты прав потребителей пройдет под девизом «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»).
Всемирный день защиты прав потребителей будет посвящен преимущественно вовлечению и расширению прав и возможностей потребителей в отношении осуществления ими выбора устойчивого потребления, необходимого для достижения целей в области устойчивого развития. Мы хотим ликвидировать недопонимание и путаницу в вопросах устойчивости и способствовать тому, чтобы производители, розничные продавцы и политики предпринимали все возможные меры для того, чтобы сделать товары безопасными, долговечными и ресурсоэффективными – это предпосылки для уверенного выбора потребителями устойчивого потребления.
По подсчетам ООН домохозяйства потребляют 29 процентов мировой энергии и, соответственно, их вклад в общие выбросы CO2 составляет 21 процент. Другие исследования показывают, что около 1 миллиона пластиковых бутылок продается по всему миру ежеминутно, а в 2018 году произведено 24,2 миллиарда пар обуви, при производстве которой используется несколько видов пластика и других материалов, которые практически не перерабатываются. В рамках глобального потребления отмечается, что производство продуктов питания связано с высоким энергопотреблением, вырубкой лесов, увеличением выбросов парниковых газов и чрезмерным использованием воды. 60% пластика, большая часть которого поступает из пищевой промышленности, попадает на свалки или в окружающую среду.
Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам.
Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг. Для вовлечения потребителей в мероприятия, направленных на развитие навыков рационального потребления и достижение иных общественно значимых Целей устойчивого развития при поддержке ООН было создано мобильное приложение «ЦУР в Действии».
На 16-ом заседании Консультативного совета по защите прав потребителей государств – участников СНГ 26 сентября 2019 года Роспотребнадзором впервые было обращено повышенное внимание на проблематику обеспечения защиты прав потребителей в контексте достижения Целей устойчивого развития. В этой связи на данном заседании был подробно освещен вклад Федеральной службы в достижение таких национальных целей как повышение качества питьевой воды, повышение качества пищевой продукции и продвижение идей рационального потребления пищевой продукции, как важнейшей составляющей укрепления здоровья.
В течении 2019 года специалистом по защите прав потребителей велась тесная работа с потребителями, давались консультации на разнообразные темы, распространялись информационно- методические материалы и брошюры, проводилось анкетирование среди потребителей с целью оценки состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей.
За 2019 год всего поступило 65 устных обращений, связанное с нарушением прав потребителей. Предотвращен ущерб гражданам в досудебном порядке на сумму 99,8 тыс.руб. Исковых заявлений в суд не составлялось.
Структура рассмотренных обращений на потребительском рынке выглядит следующим образом:
- в сфере торговли – 60 или 92,3 %;
- в сфере услуг - 5 или 7,7 %.
Основными причинами, вызвавшими обращения граждан, явились: предоставление услуг ненадлежащего качества, продажа товаров просроченным сроком годности, с недостатками, плохое качество продовольственных и непродовольственных товаров, отсутствие информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях, нарушение сроков исполнения услуг, ущемляющих права потребителей.
Все поступившие жалобы рассмотрены на местном уровне, в федеральные и региональные органы исполнительной власти не направлялись.
Главный специалист по
защите прав потребителей
отдела экономики Администрации
Ковернинского муниципального района