Всероссийская программа социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» была создана по поручению министра просвещения РФ Сергея Кравцова в 2021 году и разработана «Орлёнком» и Российским движением школьников.
Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитанию граждан РФ» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержания интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально-значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, семья, природа, дружба, труд, милосердие.
В 2021-2022 учебном году в реализации программы 4 школы приняли участие. В 2022-2023 учебном году 9 школ округа принимает участие в реализации программы. Педагоги начальных классов совместно с советниками директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями проводят занятия в рамках семи треков программы. В октябре 2022 года ученики начальных классов стали участниками вводного занятия программы, а также участниками трека «Орленок лидер» и уже приступили к реализации трека «Орленок-эрудит».
Программа «Орлята России» состоит из нескольких направлений.
«Орлята России» - это комплекс занятий по семи направлениям деятельности (то есть – трекам):
«Орлёнок – Эрудит» - интеллектуальное развитие детей через познавательную и исследовательскую деятельность.
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» - воспитание любви и уважения к своей семье, малой родине, традициям и истории страны.
«Орлёнок – Мастер» - формирование любви к искусству и труду, развитие творческих способностей и эстетического вкуса.
«Орлёнок – Лидер» - раскрытие в детях лидерских способностей и умения работать в команде.
«Орлёнок – Спортсмен» - привитие интереса к спорту и формирование навыков здорового образа жизни.
«Орлёнок – Доброволец» - раскрытие в детях волонтёрского потенциала.
«Орлёнок – Эколог» - формирование представлений об экологической культуре и ответственного отношения к природе.
В программе пять категорий активных участников. Прежде всего, это учителя начальной школы. Именно на них лежит реализация основного содержания и большая доля ответственности за результат. Большую помощь в реализации оказывают советники директора по воспитанию. Важную роль играют родители учеников, чье активное участие в различных занятиях, экскурсиях, походах, встречах прямо предусматривает программа. В программе также принимают участие старшеклассники-наставники – активные ребята, которым уже со школьной скамьи интересно общение с детьми младшего возраста и из которых, возможно, в будущем вырастут педагоги с большой буквы. А так как «Орлята России» – программа полного годового цикла, то это значит, что она реализуется как в течение учебного года в рамках внеурочной деятельности, так и в летний период, когда ребят по программе «Содружество орлят России» принимают летние пришкольные, региональные лагеря и федеральные детские центры. И конечно, в реализации программ летнего отдыха особое значение приобретает работа вожатых. В Ковернинскомокруге в июне-июле 2022 гожа также на базах 9 школ были реализованы программы «Содружества орлят России».
«Орлята России» - интересный и увлекательный проект! Мы очень рады, что стали его частью и наполнили учебный год интересными и полезными делами, пройдя семь образовательных треков. Каждый из треков был по-своему значим для детей. Ребята училисьвыстраивать отношения в команде, примеряли на себя разные роли, в том числе и роль руководителя-лидера. Учились бережному отношению к природе. Знакомились с историей страны, края, города, семьи. Создавали музей школьных принадлежностей, которыми пользовались родители, бабушки (дедушки). Изучали семейные реликвии – ёлочные новогодние игрушки, хранящиеся в семье, изготавливали свои игрушки и наряжались новогоднюю ёлку. В течение всего года учились быть волонтёрами и организаторами добрых и полезных дел.
Мы благодарны проекту и за то, что появилась возможность взаимодействовать с «орлятами» всей России. Мы приняли участие в КВИЗе ко дню Театра,в спортивной зарядке с олимпийским чемпионом Александром Легковым, театральном КВИЗе и мастер-классе, которые подготовили актёры театра им.Б.Щукина.За каждый пройденный трек ребята получали значки и сертификаты. Желаем всем учителям со своими ребятами принять участие в данном проекте» - делится с нами впечатлениями по итогу участия в проекте как в прошлом, так и в это этом учебном году Лебедев Карина Андреевна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Ковернинской школы №1.
Красильникова Екатерина Алексеевна, методист МОУ ДО «РЦВР», муниципальный координатор проекта «Навигаторы детства»