Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц Ц
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Герб Ковернинского района
Ковернинский район Нижегородской области
Ковернинский район Нижегородской области
Ковернинский район Нижегородской области
27.05.2024
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Телефонный справочник
Оценка деятельности руководителей
Оценка деятельности руководителей
Редакция газеты КОВЕРНИНСКИЕ НОВОСТИ
ОГИБДД МО МВД России «Ковернинский» информирует:
МО МВД России «Ковернинский» информирует:
Роспотребнадзор
Инспекция Гостехнадзора Нижегородской области
Ковернинская централизованная библиотечная система
Отдел образования
Опека и попечительство
Яндекс.Метрика

11.02.2021ГЕНДЕРНЫЙ РАЗРЫВ В НАУКЕ: ЧТО ПОКАЖЕТ ПЕРЕПИСЬ?

ГЕНДЕРНЫЙ РАЗРЫВ В НАУКЕ: ЧТО ПОКАЖЕТ ПЕРЕПИСЬ?
Среди докторов наук мужчин в два раза больше, чем женщин. В чем причина «научного неравенства», сохранится ли оно в ближайшее десятилетие и сколько всего в России ученых? Об этом рассказываем в День российской науки, который отмечается 8 февраля.

По результатам последней Всероссийской переписи населения, в России насчитывалось 596 тысяч кандидатов наук и 124 тысячи докторов наук. Причем чем выше было звание, тем сильнее гендерный разрыв. Если среди кандидатов наук женщин было 265 тысяч, или 44%, то среди докторов наук – 41 тысяча, 33%.

В Нижегородской области наблюдалась следующая картина: по результатам переписи населения 2010 года в регионе насчитывалось 10 198 кандидатов наук и 1 776 докторов наук. Как и по стране, чем выше было звание, тем сильнее был заметен гендерный разрыв. Так, среди кандидатов наук женщин было 4 281, или 42%, а среди докторов наук – 463, или 26%.

Главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН имени Н.Н. Миклухо-Маклая Владимир Зорин полагает, что дисбаланс объясняется во многом объективными причинами.

«Аспирант, который становится кандидатом наук, еще молод, не обременен большим хозяйством. В дальнейшем не все готовы совмещать семейную жизнь и науку, что, вероятно, больше относится к женщинам. Это одна из причин гендерного дисбаланса, а вторая состоит в том, что в технических и гуманитарных науках разнятся сроки работы над диссертациями. Образно говоря, для того чтобы вырастить доктора наук-гуманитария – а именно в этих отраслях больше женщин – нужно времени больше, чем «технаря», – рассуждает ученый.

Объективно оценить динамику развития научного сообщества за последнее десятилетие позволит предстоящая Всероссийская перепись населения.

Впервые вопрос о наличии ученой степени был включен в раздел «Образование» во время переписи 2010 года. По словам Владимира Зорина, за каждый вопрос в переписном листе идет реальная конкуренция, потому что сбор и обработка информации стоит денег. «Средства, затраченные на учет

ученых людей в нашей стране, – самые эффективно потраченные», – подчеркивает эксперт.

Сведения об образовании, включая ученые степени, важны не сами по себе, а как источник данных для построения моделей развития экономики и демографических прогнозов. Также без этих показателей невозможно оценить уровень жизни населения на каждой территории и привлекательность локации для тех или иных проектов.

Как подчеркивает проректор РЭУ имени Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно, в первой версии этого параметра переписи в 2010 году территориальное деление было реализовано до субъектов РФ и автономных округов.

«На основе таких данных можно оценить качество трудовых ресурсов региона, особенно если идет речь о размещении наукоемких производств или исследовательских центров, что наиболее актуально для территорий Дальнего Востока, – отмечает Дмитрий Штыхно. – Во взаимосвязи с другими показателями, в том числе, показателями дохода, распределение «мозгов» дает понимание, насколько эффективны система подготовки кадров высшей квалификации и их последующее использование».

По словам эксперта, дополнительные гендерные и возрастные сведения могут быть использованы для оценки привлекательности науки и сферы исследований и разработок как карьерной траектории юношей и девушек, что, в свою очередь, может помочь в решении проблемы «старения» науки.

«С 1990 годов и далее в течение пары десятков лет российская наука не рассматривалась молодежью как привлекательное направление для трудоустройства. Отсюда и дефицит идей, и дефицит кадров, и проблемы с администрированием и организацией хозяйственной деятельности научных организаций. Если вузы с 2010 годов работали над формированием стратегий повышения конкурентоспособности и повышением эффективности своей деятельности, то для научных организаций эта работа началась сравнительно недавно. Следует использовать возможности, которые представляет Год науки и технологий для обозначения проблем и поиска путей их решения, причем только общими усилиями», – резюмирует Штыхно.

Справка:

День российской науки отмечается с 1999 года. Восьмое февраля выбрано в качестве памятной даты неслучайно: в этот день (28 января по старому стилю) 1724 года вышел указ правительствующего сената об учреждении Российской академии наук и Академического университета.

Copyright © 2007-2015
Администрация Ковернинского района
Нижегородской области

Created by GraphitPowered by TreeGraph