Гражданская
оборона третьего тысячелетия
Почти семь
десятилетий существовали две системы защиты населения от нападений с воздуха –
МПВО и ГО. За эти годы они показали свою жизненную необходимость, разумность
большинства мероприятий, а потому приобрели всенародный характер.
МПВО в годы Великой
Отечественной войны, надо прямо сказать, спасла от разрушения немецкими
фашистами Москву, Ленинград, Мурманск, Киев, Тулу и многие другие города. Про
Сталинград такого не скажешь, и не потому, что там были плохие бойцы МПВО. Этот
город более полугода был фронтом. Гитлер бросил на него чуть ли не всю свою
авиацию, но город выстоял и победил.
С 1961 г. и по сей день
гражданская оборона выполняла стратегическую оборонную задачу: защищала
население и промышленность от оружия массового поражения вероятного противника.
Большую часть населения обеспечили укрытием в надежных защитных сооружениях,
были накоплены достаточные запасы средств индивидуальной защиты, приборов
радиационной и химической разведки. Многое сделано для повышения устойчивости
работы промышленных предприятий.
Но время неумолимо. Меняются
политические устройства государств, социально–экономические условия, технологии
производств и системы оружия, соответственно им и военные доктрины. Появились
Концепция национальной безопасности России, законы "Об обороне",
"О гражданской обороне", "О мобилизационной подготовке и
мобилизации в Российской Федерации", "О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Все они
впитали в себя новое состояние нашей страны, особенности современной
международной политики и отношений государств многополярного мира.
Все это, естественно, не могло
не отразиться на состоянии современной гражданской обороны и перспективах ее
развития.
В последние годы в ряде
зарубежных стран (ФРГ, США, Франция и др.) в связи с изменившейся
военно–политической обстановкой происходит трансформация взглядов на роль
гражданской обороны и порядок ее ведения.
Так, новая политика США
определяет, что силы и средства гражданской обороны должны готовиться не
столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько уметь эффективно решать
задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом особое внимание
мобилизационному планированию.
Возникла необходимость внесения
изменений в теорию и практику гражданской обороны в нашей стране. Диктуется это
тем, что до настоящего времени продолжают использоваться теоретические
положения, разработанные еще в период 1962 – 1976 годов.
Коренные изменения в характере
военных конфликтов, средствах вооружения, социально–экономической обстановке
требуют нового, более обстоятельного и всеобъемлющего отношения к защитным
мероприятиям.
Гражданская оборона XXI века
будет существенно отличаться от современной.
Во–первых, должен измениться ее
статус: утрачивая былое стратегическое значение и сугубо военно–оборонную
сущность, ГО приобретает большую социальную направленность; основной целевой
установкой становится не столько участие в достижении военного стратегического
успеха, сколько сохранение жизни человека и среды его обитания. В силу этого
Гражданская оборона, видимо, постепенно отойдет от военной организации и
приобретет самостоятельность.
Во–вторых, настает время
постепенно отказываться от военных элементов в ее организации, в том числе и от
услуг военнослужащих. Это, в частности, согласуется и с одним из направлений
военной реформы России. Но делать это надо с большой осторожностью, т.к.
спасательные центры– это ее самое организованное и боеготовое ядро.
В–третьих, ГО в XXI веке будет
становиться все более значимой структурой для общества не только в военное, но
и в мирное время. Активное участие ее сил и средств в ликвидации любых
чрезвычайных ситуаций станет необходимым, как, скажем, кислород для человека.
Актуальным и современным станет лозунг: "Все, что делается для укрепления
гражданской обороны, полезно народному хозяйству и необходимо человеку".
В–четвертых, она должна стать
менее затратной для государства, чем раньше. В XXI веке надо менять принципы
защиты населения. Например, защитные сооружения создавать не за счет их специального
строительства в мирное время, как это было ранее, а накапливать путем освоения
подземного пространства городов, приспособления для этих целей подвальных и
других заглубленных сооружений.
Вызывает сомнение и
целесообразность массовой эвакуации населения из крупных городов. На наш
взгляд, возможна только частичная эвакуация (отселение) населения из
прогнозируемых зон поражения и заражения, когда другие способы защиты
невозможны. Массовая эвакуация будет рассматриваться как исключительный вариант.
Видимо, отпадет необходимость
накапливать и хранить средства индивидуальной защиты для всего населения
страны. Они потребуются в первую очередь для личного состава формирований,
участвующих в спасательных и других неотложных работах, а также персоналу радиационно–
и химически опасных объектов и населению, проживающему в зонах вероятного
заражения (загрязнения).
Исходя из этого придется
пересмотреть стратегию подготовки и ведения гражданской обороны, что,
естественно, повлечет изменения в системе финансирования. Она, конечно, будет
более гибкой и рациональной. Раз Гражданская оборона является всенародной,
служит интересам всех граждан, значит и в финансировании ее должны участвовать
все органы власти, коммерческие структуры, а не только федеральное правительство.
В–пятых, значительно повышается
роль и значимость мобилизационной готовности гражданской обороны. При угрозе
применения ядерного оружия мероприятия по защите населения должны
осуществляться повсеместно, на территории всей страны, в массовом порядке, с
привлечением всех людских и материальных ресурсов.
В обозримом будущем ГО, как и
вся оборона страны, будет строиться по принципу стратегической мобильности.
Все: промышленность, сельское хозяйство, органы управления – должно быть готово
к быстрому переходу на работу по планам военного времени.
В перспективе ГО, видимо,
примет характер более территориальный, чем ведомственный (производственный).
Каждый регион станет более самостоятельным и будет решать задачи, как правило,
своими силами.
Основные тенденции развития
гражданской обороны, ее доктрину на начало XXI века можно было бы
сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к
новым военно–политическим и социально–экономическим условиям, создание
возможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств в
короткие сроки и до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное
реагирование на изменения обстановки и развитие систем прогнозирования и
предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Начальник 140-ПСЧ ФГКУ «28 отряд ФПС по Нижегородской
области» Есин А.В.