У истоков духовности
В середине XVIII века село Скоробогатово, первыми жителями которого были православные крестьяне, входило в состав Макарьевского уезда Костромской губернии. Этот населённый пункт упоминается и в книге П.И. Мельникова-Печерского «В лесах». По сохранившимся документам, село исстари называлось Скоробогатово, однако местные в обиходе пользовались другим названием: «Старое село».
Как известно, центром любого сравнительно крупного поселения тех времён, была церковь. Именно туда вели дороги и запоздалого путника, и знатного купца, и отчаявшегося босяка. В 1782 году по инициативе скоробогатовцев в Старом селе была построена деревянная церковь шатрового типа (кстати, единственная в Нижегородской губернии). Называлась она Благовещенской и поражала прихожан того времени своим архитектурным исполнением: галереи, устроенные по бокам основного сруба, добротный дубовый пол, клиросы из громадных шиповых тесин.
Брёвна для неё диаметром в 50-60 см рубились по долу речки Зверовки и возле деревни Хмелеватка. Причём именно «рубились», так как шедевр деревянного зодчества был возведён исключительно из «топорных» брёвен без применения пилы. Труд – по нашим временам – колоссальный, если не титанический.
По имеющимся данным, в 1817 году по соседству с Благовещенской церковью был возведён каменный храм в честь Пресвятой Троицы. Деревянная церковь действовала как зимняя, потому как отапливалась, каменная же была построена для использования летом. В дни православных праздников вереницы верующих тянулись к храму из близлежащих деревень, но особенно многолюдно здесь было в главный престольный праздник – Троицу.
В деревянной церкви был один престол - в честь Благовещения, в каменной три – во имя Святой Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь святого великомученика Дмитрия Солунского. При обеих церквях священным Синодом в 1889 году был утверждён штат: два священника, дьякон и два псаломщика.
К сожалению, со временем Благовещенская церковь ввиду своей ветхости и отсутствия должного содержания рухнула, а брёвна, рубленные топором, из которых она была построена, пошли на дрова. Памятник деревянного зодчества погиб безвозвратно.
От забвения - к возрождению
До революции 1917 года на территории района имелось более тридцати церквей и два монастыря (Высоковский Успенский мужской и Свято-Троицкий Белбажский женский).
Большинство церквей были построены на средства прихожан и «при пособии доброхотных дателей». К примеру, на средства петербургского купца Фрола Морозова была построена Никольская единоверческая церковь в с. Бездели, а «тщанием» юрьевецкого мещанина Василия Мартина – Богословская церковь в с. Марково.
Новой власти вера в Бога оказалась не нужна, а потому лозунг «религия – опиум для народа» на долгие годы стал доминантой внутренней политики Советского государства. Преследованиям подвергались не только священники, но и вообще люди верующие, опасно было не просто ходить в храм, соблюдать посты, зажигать лампады и свечи или откровенно говорить о своей вере, страшно было даже держать в доме иконы и носить крест, подтверждающий приверженность «старым» духовным идеалам.
Один за другим рушились и обреченно падали на землю когда-то устремлённые в поднебесную высь кресты, взрывчаткой и киркой выкорчёвывалось из людской памяти то светлое и могучее, что помогало жить многие столетия. На волне воинствующего атеизма форпосты духовной нивы оказались повержены или попали в плен, превратившись в склад, в мастерскую или пекарню и даже клубы. Такая же незавидная участь постигла и каменный храм в честь Пресвятой Троицы, который после 1937 года использовался как приёмный зерновой пункт, а к 70-ым годам оказался и вовсе заброшен.
Но не стоит полагать, что гонения на Церковь воспринимались населением гладко и безболезненно. Верующие противились кощунственным выходкам богоборцев. Те, кто не боялся гнева новых властей, или наоборот, боялся, но всё же шёл ей наперекор, спасали церковные рукописные и печатные книги, старинные храмовые святыни и образа. Прятали и перепрятывали до лучших времён. Некоторые тайники находили, находки изымали, виновных наказывали.
В Ковернинском районе было репрессировано 176 священнослужителей, в том числе 21 приговорён к высшей мере наказания, среди них – председатель церковного совета, столяр-кустарь Страхов Афанасий Петрович (д. Сухоноска).
Чтобы освободиться от атеистического «похмелья», должны были пройти десятилетия. Только в 90-ые годы пришло осознание того, что нужно возродить православный уклад жизни, завещанный нам предками. К тому времени многие церкви и храмы были либо разрушены до основания и уже не подлежали восстановлению, либо пришли в полнейшее запустение.
В 1989 году после трудоёмкой десятилетней реставрации в церкви Пресвятой Живоначальной Троицы вновь начали проходить богослужения (открытие, на котором присутствовал митрополит Горьковский и Арзамасский Николай, состоялось 15 февраля и было приурочено к празднованию Сретения Господня).
Многолетние работы по восстановлению храма во многом удалось довести до конца благодаря настойчивости Героя Социалистического Труда, председателя колхоза им. Ленина М.Г. Вагина, конечно же, при активной поддержке и участии местных жителей. Так, Божий дом вновь обрёл былую красоту и величие, а страждущие души нашли надёжное пристанище, где дышится и мыслится легко.
А. Рыжова,